Роль родителей в профилактике спида

Роль родителей в профилактике спида


Влияние ВИЧ-инфекции на семью, школу и сообщество

Эпидемия вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) оказывает свое негативное влияние как на семью, так и на сообщество в целом. ВИЧ-инфекция также сильное влияние оказывает и на систему образования.

Функции и проблемы семьи

Семья несет огромный экономический, социальный и культурный потенциал. Без участия семьи невозможно полноценно решить такие задачи как обучение и воспитание. Формирование ребенка как личности начинается в семье, опыт взаимодействия с другими людьми, система нравственных норм и ценностей закладываются во внутренний мир ребенка и отрабатываются в семье.

В семье ребенок получает первые уроки любви к близким, и этот навык будет перенесен на избранного спутника жизни и собственных детей.

Семья во все времена оказывала наиболее сильное воздействие на поведение и обеспечивала такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются.

Воспитательная функция семьи в настоящее время находится в глубоком кризисе. Приспособление семьи к новым социально-экономическим условиям (ухудшение материальной базы, утрата веры в будущее) приводит к серьезным изменениям, отрицательно влияет на ее отношения к образованию и воспитанию детей. Наблюдается резкое снижение интереса детей и подростков к культурным ценностям, к чтению, музыке. Вызывает тревогу и состояние здоровья подрастающего поколения.

Дети и ВИЧ-инфекция

«Пока не будет должной заботы о детях, не разрешится ни одна из насущных проблем, над которыми уже давно бьется человечество»

(Детский фонд ООН)

Эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает распространяться по всему миру и затрагивает всех людей – независимо от возраста социального положения, профессии. Однако все более уязвимыми оказываются дети, женщины и девочки. В 2007 г. по оценкам ЮНЭЙДС, впервые заразились ВИЧ 420 000 детей и 330 000 детей до 15 лет умерли от синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД).

Потеря одного или обоих родителей по причине СПИДа затрагивает все аспекты жизни ребенка: экономическое, социальное и эмоциональное благополучие, физическую безопасность, психическое развитие и здоровье в целом.

Дети, оставшиеся без родителей в силу своей незащищенности, могут стать объектом насилия, жестокого обращения, эксплуатации, предубеждений и дискриминации, которые, зачастую, еще больше изолируют их от общества и сверстников. Иногда на детей возлагается роль сиделки при больных СПИДом родителях или родственниках.

Ребенок вынужден искать работу для того, чтобы поддержать семью, где имеются живущие с ВИЧ-инфекцией. Самым трагичным является то, что некоторые семьи отказываются от своих детей, которые живут с ВИЧ. Страдания от болезни, чувство изоляции очень часто приводит детей к депрессии и другим поведенческим проблемам.

Нередко подвергается ущемлению право детей на образование, поскольку они вынуждены бросить школу и принять на себя роль взрослых, обеспечивая заботу и существование семье. Иногда они бросают школу из-за стигматизации, которой они подвергаются либо их принуждают это сделать окружающие. Эти дети, утратившие права на образование, отдых, игры и оказавшиеся в результате ВИЧ-инфекции в уязвимом положении, лишаются детства.

Влияние ВИЧ-инфекции на семью

ВИЧ и СПИД вторглись во все сферы жизни общества. Распространение ВИЧ-инфекции является еще одним вызовом успешного функционирования семьи. Члены семьи, имеющие ВИЧ-инфицированного, в большинстве случаев испытывают финансовые трудности. К тому же они нуждаются в психологической и социальной поддержке. Клеймо СПИДа настолько сильно, что даже после смерти больных СПИДом родные продолжают осуждать их и отказываться от них.

Последствия, вызванные ВИЧ и СПИДом , могут создать финансовый кризис и эмоциональный стресс в пострадавших семьях, а значит и в общем среди населения.

В преодолении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, важную роль играет семья. Семья может действовать как система солидарностей, и, в случае возникновения каких-либо проблем, в том числе со здоровьем членов семьи, сможет обеспечить поддержку, сопереживание и сочувствие.

Некоторые общие навыки комуникации с детьми

Что следует сделать, чтобы уберечь ребенка от поведенческих проблем? Просто любить его и правильно воспитывать. Единственно, нужно чуть по-новому взглянуть на обыденные ситуации жизни.

Это необходимо сделать, имея ввиду постоянную угрозу, исходящую от рискованного проведения в адрес любого ребенка.

Необходимо:

• Разговаривать с ребенком. У каждого человека есть потребность говорить с окружающими, слушать их. Это необходимо и детям. Если нет общения, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У ваших детей остается только возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них.

• Выслушивать. Ребенку это необходимо. Способность слушать – ключ к нормальному общению. Важно понять чувства, взгляды ребенка без споров и конфликтов.

• Рассказать о себе. Не бойтесь говорить о своем детстве, об ошибках, которые совершили сами. Поделитесь своими неудачами, проблемами. Ребенок увидит в вас не только родителя, но и друга. Разделенная беда это, как говорят, полбеды.

• Поставь себя на его место. Пусть ребенок почувствует, что вы его понимаете.
• Быть рядом. Важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам всегда открыта.
• Быть твердым и последовательным. Это ваши правила в семье.
• Стараться все делать вместе.

• Дружить с друзьями своих детей.
• Помнить, что каждый ребенок особенный.
• Показывать пример. Очень трудное правило. То, что именно Вы употребляете алкоголь и табак – пример для вашего ребенка.

Вопросы зависимости от психоактивных веществ

Вхождение в зависимость от курения, алкоголя, наркотиков всего полгода, так считают специалисты. Будучи родителями, вы можете сделать очень много. В этой ситуации Вы самый незаменимый специалист. Кроме факторов риска,существуют факторы защиты. Ребенок, находящийся в зоне защиты, лучше защищен от проблем, связанных с ранней наркотизацией.

Что это за факторы:

• Крепкая связь с родителями.
• Интерес к учебе, хобби, духовный рост.
• Уважение к общественным нормам, законам, ценностям, авторитетам.

Из названных факторов, главным является первый. Ведь совершенствуя контакты и связь в семье, добиваясь их соответствия к уровню развития ребенка и вашему уровню, вы осуществляете важную деятельность, направленную на защиту ребенка.

Часто родители очень мало знают о своих подросших детях. Об интересах, увлечениях, досуге, друзьях. И не потому, что не спрашивают. Спрашивают, довольно часто, только ответы получают маловразумительные и не пытаются установить более тесные и доверительные отношения с детьми.

Ответив на следующие вопросы, Вы получите приблизительные ответы на вопрос, какому риску подвержен ваш ребенок:

• Ваш ребенок неохотно с Вами разговаривает, избегает контактов, замыкается?
• У Вашего ребенка постоянные неудачи в школе?
• Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение к будущему, жизни, обучению, профессии?

• В раннем возрасте Вашего ребенка не принимали ровесники?
• Часто ли Ваш ребенок вел себя агрессивно в раннем детстве?
• Находится ли ваш брак в состоянии затяжного и серьезного конфликта: ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении вопросов; существуют ли конфликты между другими взрослыми, воспитывающими вашего ребенка?

• Даете ли вы полную свободу в поведении по отношению к алкоголю и наркотикам?

• Есть ли в семье родственники, зависимые от наркотиков и алкоголя?
• Пьет ли кто-нибудь в семье?

• Друзья вашего ребенка: курят, выпивают, употребляют наркотики?
• Ваш ребенок испытывает чувство одиночества?
• Был ли у Вашего ребенка ранний контакт с алкоголем, курением, наркотиками?

Советы всем родителям:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи для человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано достаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Совместные усилия внесут существенный вклад в установление контакта с детьми, формирование безопасного поведения и, в конечном итоге, эффективной коммуникации с детьми, профилактике ВИЧ-инфекции и ее социальных последствий.

Влияние ВИЧ-инфекции на школу

ВИЧ и СПИД оказывает свое негативное влияние на школу и на систему образования в целом. Это отрицательно сказывается не только на спросе населения на образовательные услуги, но и на предложении образовательных услуг и их качестве.

Из-за необоснованного страха перед инфекцией сотрудники школ или родители здоровых детей могут препятствовать посещению школы детьми, живущими с ВИЧ. Дети, пострадавшие от ВИЧ, часто оставляют школу. В условиях эпидемии, как и другое население, учителя тоже подвержены риску инфицирования, болезни, смерти как ее следствию.

Уязвимость детей и молодежи в Кыргызстане по отношению к распространению ВИЧ-инфекции обусловлена следующими факторами:

• Ограниченными возможностями контроля над собственным поведением, обусловленными как личностными, так и социальными причинами;
• Ограниченным доступом к средствам индивидуальной профилактики как следствие существующих в обществе предубеждений морального характера;

• Недостаточной экономической и социальной защищенностью, в том числе ограниченным доступом к адекватному дерматовенерологическому и наркологическому медицинскому сервису;
• Ограниченным доступом к адекватной информации, касающейся сексуального здоровья и последствий употребления психоактивных веществ, обусловленным сохраняющимися в обществе табу на свободное обсуждение тем, связанных с сексом и наркотиками и ограниченным количеством информационных материалов, содержащих нужные сведения в приемлемой для молодых людей форме;

• Недостаточной правовой защищенностью. Руководители образовательных организаций, учителя должны уметь чутко реагировать на такие ситуации, уметь их распознавать и сделать все, чтобы помочь детям и учителям справиться с ними.
• Организовать эффективное профилактическое образование по ВИЧ и СПИДу в школе для учащихся, учителей и родителей.

• Обеспечить обстановку безопасности в школе, классе, свободную от насилия, оскорблений и издевательств. Вести работу по преодолению стигмы и дискриминации, подавая личный пример.Участвовать в национальных и местных инициативах по профилактике ВИЧ-инфекции и смежным проблемам.
• Способствовать выполнению политики по ВИЧ и СПИДУ в школе.

• Организовывать подготовку учителей к профилактической работе с учащимися и родителями.
• Использовать разные методы и формы работы по профилактическому образованию.

Взаимодействие – это сложный процесс, который предполагает совместную деятельность образовательных организаций и семьи. Оно отличается общей целью, четким распределением ролей. Поэтому, для повышения эффективности профилактических программ, образовательные организации должны сотрудничать как равноправные партнеры с родителями.

Общие рекомендации руководителям образовательных организаций по работе с родителями:

1. Организовывать и приглашать родителей на семинары, где они могут получить необходимые сведения о болезнях и выработать навыки, которые помогли бы им в дальнейших обсуждениях данной проблемы с детьми.
2. Проводить занятия, помогающие родителям сосредоточиться на оказании помощи своим детям в формировании навыков принятия решений и воспитании у них чувства собственного достоинства.

3. Планировать лектории, совместные занятия по профилактике ВИЧ-инфекции и смежным проблемам с участием родителей и возможности получения информации и знаний по нравственно-половому воспитанию и вовлечение их в профилактические программы.
4. Предоставлять родителям информацию о ВИЧ-инфекции и навыки по разговору с детьми на «трудные темы».

5. Информировать родителей об имеющихся местных возможностях, которые помогли бы им в воспитательной работе с детьми.
6. В каждой школе имеются родители с медицинским образованием, следует привлекать к проведению профилактических мероприятий по ВИЧ-инфекции среди учащихся, учителей и родителей.

7. Практиковать предоставление информации при помощи брошюр или пособий, информационных писем или информации о конкретных событиях, которые должны конкурировать с информацией, которая поступает через СМИ. Эти послания должны отражать достоверные сведения, излагать
их просто и интересно для родителей разного уровня грамотности и социального положения.

8. Для построения значимого сотрудничества с родителями предусмотреть новые формы работы с родителями, а не рассчитывать только на традиционный вид контакта – родительское собрание, которое отражает только кратковременную форму взаимодействия с родителями.

Примерная тематика семинаров для родителей:

1. Общие сведения о ВИЧ-инфекции (2 часа).
2. Проблемы, связанные со здоровьем детей (2 часа).

3. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения (2 часа).
4. Как повысить самоуважение ребенка (2 часа).

5. Семейные традиции и жизненные ценности (2 часа).
6. Что могут сделать родители для предотвращения употребления табака, алкоголя и наркотиков (2 часа).

7. Почему важна семейная политика относительно употребления алкоголя и других наркотиков (2 часа).
8. Семья и школа в предотвращении ВИЧ-инфекции. (2 часа).

Для устойчивого развития любого общества необходимо обеспечить безопасную окружающую среду, в которой дети могут полноценно развиваться и иметь высокий уровень здоровья, определяя в перспективе интеллектуальный, трудовой и репродуктивный потенциал страны и в целом ее будущее.

Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.



Source: medbe.ru


Мы в соц.сетях:



Добавить комментарий