Психологическое консультирование вич инфицированных

Психологическое консультирование вич инфицированных

При оказании помощи ВИЧ-инфицированному человеку в поиске пути наилучшего решения проблем, существенными являются принципы: сопереживания, доброжелательности, конфиденциальности.

Ошибки, которые зачастую встречаются и могут нанести серьезный вред при оказании помощи, это: нереальные обещания, чрезмерная опека, обман «ради самого человека», отчуждение, предоставление прямых советов и безосновательное успокоение. «Общаясь с ВИЧ-инфицированным, нельзя утверждать, что «все будет хорошо» (из беседы со Д. Штеклером).

Прежде всего, необходимо учитывать последовательность развития психологических реакций человека. Развитие психологических реакций можно условно разделить на два этапа:

Первый – это острый кризис, характеризуется тем, что человек ощущает сильную угрозу, он оглушен и растерян, эмоционально парализован от невозможности привести себя в порядок: все кажется безнадежным.

Второй – постепенная адаптация разного уровня. Преодоление страхов, принятие ограничений, позитивные и конструктивные действия человека будут свидетельствовать о достаточно высоком уровне его адаптации к состоянию ВИЧ-позитивности.

Психологическая помощьлюдям, живущим с ВИЧ-инфекцией чрезвычайно необходима, учитывая весь спектр проблем, которые возникают у человека в этой ситуации.

Для того, чтобы психологическая помощь была эффективной, необходимо, чтобы она расценивалась пациентом, как приемлемая. Принятие помощи будет более эффективным, если консультирование и работа с человеком будет строится с учетом всех тех социальных отношений, связей и обстоятельств, которые имеет человек. Необходимо также учитывать, что ни одни лекарства не имеют такой силы как психика самого больного. Неизлечимая болезнь вызывает эмоциональный дистресс, а депрессия нарушает функции организма. Негативные эмоции – вызывают ухудшение защитной системы человеческого организма и иммунной системы, а позитивные – связаны с улучшением иммунитета.

7. Основные этапы психологической помощи при вич/спиДе

Основными этапами психологической помощи при ВИЧ-инфекции / СПИДе есть:

– пред- и после тестовое консультирование;

– психологическая помощь в кризисный период после сообщения диагноза;

– консультирование в период адаптации к состоянию ВИЧ-позитивного и решения жизненных проблем;

– психологическая поддержка на этапе СПИДа и подготовка к смерти.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику в соответствии с индивидуально обусловленными психологическими особенностями клиента и его жизненной ситуацией.

Кризис. Большинство людей реагируют на сообщение на факт инфицирования шоком, непринятием, отрицанием, страхом. Задача консультанта обеспечить интенсивную беспрерывную систему поддержки на протяжении пред- и послетестового консультирования, поиск эффективного варианта коммуникации, не касаясь реакции неприятия заболевания.

Адаптация. Клиент в этот период продолжает демонстрировать неприятие, гнев, тревожность, депрессию, чувство вины. Разрываются социальные связи, люди отделяют себя от других. Консультант должен стимулировать поддержку извне, в частности групп самопомощи, а также родных, близких, любимых. Иногда возникает потребность в психиатрическом лечении. Необходимо оказать помощь в переструктурировании социальных связей и создания мотивации и конструктивной перспективы, пути и стратегии преодоления, борьбы.

Примирение. Клиент демонстрирует принятие ограничений, развитие нового отношения к себе, конструктивно принимает участие в деятельности, связанной с ВИЧ, восстанавливает когда-то утраченные функции. Задачей консультанта является стимулирование и подкрепление примирения, как наиболее желательной реакции, дальнейшей помощи человеку со стороны родных, близких, друзей, любимых.

Подготовка к смерти. «Смерть – этот чистейший образец необратимого события – никуда не исчезает, даже если ее вытеснять из сознания, даже если сам скорбящий находит прибежище в бессознательном забытьи» (Франкл В. Человек в поисках смысла, 1990, – С. 226).

«Страдание и горе являются частью жизни, как судьба и смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не разрушая ее смысл. Лишить жизнь горя, смерти, судьбы, страдания – значит лишить ее присущих ей форм и содержания. Ибо лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свои содержание и форму» (Франкл В. Человек в поисках смысла, 1990, – С. 227).

В неотвратимости смерти нет никаких сомнений. Смерть это, наверное единственное событие в жизни человека, которое, если уже имеет факт рождения, является непредсказуемым и бесспорным. Однако, в нашей жизни, и особенно в больницах, на тему смерти наложено суровое табу.

«Когда вы общаетесь с ВИЧ-инфицированным, то вы тоже имеете выбор: вы можете углубиться в тоску и отчаяние или можете смотреть на человека, который прогрессирует с пониманием того, что человек, который умирает, просто расстается с телом и, возможно, переходит в другое, возможно лучшее, состояние» (Дж. Штеклер, 1992, из частной беседы).

Задача консультанта сформулировать установку на завершение незаконченных дел, на конструктивный подход к семейным и юридическим вопросам. Способствовать дальнейшей помощи со стороны близких, родных, обеспечить эмоциональную поддержку, успокаивание, удовлетворение духовных, религиозных и других потребностей.

Семья больного СПИДом является интегральной частью процесса умирания. Это активный процесс. Поэтому возможно посмотреть на него как на данность свыше, а не катастрофу и трагедию. Нужно уважать право пациента умереть так, как он решил и хочет. Может быть, нужно дать возможность человеку побыть в кругу семьи, близких и родных, ощутить поток любви и внимания. И наступает момент, когда нужно «отпустить» больного (Из разговора с Дж. Штеклером).

Таким образом, процесс консультирования ВИЧ-инфицированного человека условно можно разделить на: начальный, средний и конечный.

На начальном этапе человек реагирует на консультанта очень противоречиво. Он проявляет глубокое недоверие и вместе с тем требует помощи. Человек не знает как консультант его воспримет, отреагирует на его физическое состояние, сексуальную ориентацию или другие специфические проблемы. Кое-кто направляет на консультанта свой гнев, раздражение и агрессию. Может ставить под сомнение компетентность и бескорыстие консультанта. Поэтому важно понимать и адекватно воспринимать эти чувства клиента, поощрять их высказывать, ограничивая только проявления вербальных или невербальных оскорблений. Клиенту нужно позволить говорить о себе так, как ему это удобно.

На этом этапе

консультант должен уравновесить две задачи: 1) поощрять, чтобы клиент свободно рассказывал о своем состоянии своими словами и, 2) одновременно, определить факты, которые касаются конкретной ситуации, для того, чтобы объективно оценить потребности человека и его поведенческие риски. Ему необходимо предоставить возможность рассказывать свою историю в такой форме, какой ему это удобно и нравится. В этом случае это демонстрирует уважительное отношение к клиенту, с другой стороны это дает возможность наблюдать естественные реакции и эмоции человека во время разговора, давая ему возможность излагать собственные мысли, идеи, констатировать факты, анализировать ситуацию, выражать чувства.

Консультанту необходимы конкретные факты для оценки конкретной жизненной ситуации клиента:

– фактического финансового состояния и его обеспеченности на будущее, возможности вовлечения в рискованные формы поведения.

Другие виды информации, которая необходима консультанту относится к поведенческому анамнезу и анамнезу мировоззрения. Поэтому необходимо выяснить:

– чего хочет и ожидает клиент от консультанта и той службы, где оказывается помощь, на чем основана тревога клиента;

– каковы признаки болезни, как давно они уже имеют место;

– что уже делал клиент, чтобы получить помощь;

– что, по его мнению, было причиной заболевания;

– какие виды рискованного поведения привели к заболеванию, изменил ли этот человек свое рискованное поведение;

– какую реакцию на факт его инфицирования он прогнозирует от окружающих;

– кто может оказать ему эмоциональную поддержку;

– кому он собирается сообщить о том, что он ВИЧ-инфицированый.

Характер консультирования и подход, который будет использован, должен соответствовать эмоциональному состоянию и готовности клиента обсуждать его проблемы.

Анамнез жизненных фактов обычно воспринимается человеком как более безопасный, чем анамнез мировоззрения и поведения. Поэтому жизненный анамнез зачастую является более удачным началом работы с человеком, которые обеспокоены процессом консультирования. Анамнез поведения и мировоззрения может быть лучшим началом в работе с людьми, которые испытывают потребность говорить о своих страхах и переживаниях, проблемах и неудачах.

Кризисное консультирование – это наиболее актуальная и сложная часть консультирования, связанная с проблемами ВИЧ. В этот период человек переполнен страхом, не способен к конструктивному взаимодействию, поэтому он или абсолютно пассивен, либо агрессивен и возбужден. В этот момент ему необходим человек, который бы его слушал и только в таком случае смог установить с ним конструктивные контакты.

Консультативную работу с ВИЧ-инфицированными /больными СПИДом, невозможно уложить в какую-то жесткую схему, поскольку в каждом конкретном случае она будет индивидуальной. Однако есть ее общие принципы и элементы.

На первом этапенеобходимо:

– слушать внимательно, непредосудительно, доброжелательно;

– реагировать на признаки кризиса, помогать человеку проявлять свои чувства, восстанавливать самообладание;

– объяснять факты относительно самой ВИЧ-инфекции;

– подчеркивать необходимость изменить рискованное поведение;

– проявлять эмоциональную поддержку;

– помогать восстановить отношения с близкими, родными, друзьями, если есть в этом необходимость и клиент на это согласен.

– определить все личностные, семейные, социальные, экономические и другие проблемы, с которыми может быть связано состояние клиента;

– обозначить те проблемы, над которыми они будут вместе работать;

– определить цель, ближайшую и долгосрочную перспективу, составить план относительно выбранных проблем и целей.

На среднем этапенеобходимо:

– определить статус человека: является ли он ВИЧ-позитивным или ему уже поставлен диагноз – СПИД. Обсудить с ним связанные с этим проблемы;

– продолжать оказывать эмоциональную поддержку;

– обеспечивать связь с семьей, друзьями, группами самопомощи и др.;

– обсуждать планы инфицированного человека относительно сообщения его диагноза родным и близким, вовлечение родных и близких;

– способствовать постоянному выражению и обсуждению чувств;

– помогать человеку двигаться в направлении самопринятия, самообладания и примирения;

– продолжать работу с обозначенными проблемами;

– контролировать продвижение человека к обозначенным целям;

– способствовать изменению поведения.

На заключительном этапе:

– контакты с человеком могут поддерживать достаточно длительное время, зачастую до его смерти, но с большими интервалами и промежутками. Поэтому целесообразно готовить человека к изменению характера отношений с консультантом: поддерживать большую самостоятельность и независимость клиента;

– поддерживать изменения поведения;

– помогать в решении каких-либо сложных проблем в семье, на работе, связанных с состоянием клиента;

– заверить клиента в сохранении интереса к нему, а также в том, что он всегда может обратиться за помощью к консультатну.



Source: StudFiles.net


Мы в соц.сетях:


Читайте также

Добавить комментарий