Профилактика спида у подростков

Профилактика спида у подростков

Как мы отметили выше, подростковый возраст является критичным как в физиологическом, так и в социальном плане.

Есть ряд причин, по которым подростки особенно подвержены инфицированию ВИЧ:

  • – Раннее начало половой жизни подростков сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощённой форме, когда они не связывают половую жизнь с любовью и браком, критически не оценивают для себя последствий. Характерными особенностями подростков, рано начинающих половую жизнь, является потребность в самоутверждении, отверженность в коллективе сверстников, отчуждение от семьи. Это менее самостоятельные подростки, подверженные внушению со стороны сверстников. Такие подростки обычно злоупотребляют алкоголем, знакомы с наркоманами, для них свойственны и другие формы девиантного поведения.
  • – Рост числа сексуальных преступлений и, прежде всего, изнасилований, совершённых в отношении несовершеннолетних.
  • – Неиспользование или редкое применение контрацепции подростками связано в первую очередь с их низкой информированностью.
  • – Низкая информированность о способах передачи и клинике ВИЧ-инфекции/СПИДа. [9; с 70]

Подростничество – это время открытий, сильных чувств и возникновение новых взаимоотношений. Сексуальные отношения и наркотические эксперименты влекут за собой большой риск заражения ВИЧ-инфекцией, не говоря о других проблемах, возникающих в результате воплощения в жизнь этих удовольствий.

Распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост зараженных ВИЧ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень низкой информированностью подростков о ВИЧ/СПИДе выдвигают на первый план проблему п р о ф и л а к т и к и В И Ч – и н ф е к ц и и среди подростков и молодежи.

Опыт стран, столкнувшихся с проблемой ВИЧ/СПИДа значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью медицинской профилактики невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на в о с п и т а н и и «внутренней», личностной, устойчивости к соблазнам «внешнего» мира. Это обусловливает необходимость применения с о ц и а л ь н о – п е д а г о г и ч е с к и х подходов в профилактике ВИЧ-инфекции. [13; с 151]

Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью. Тенденция все большего вовлечения в проблему несовершеннолетних и молодежи, распространение ВИЧ-инфекции за пределами традиционных «групп риска» способствует пересмотру основных стратегий профилактики, в частности смещение акцента в профилактике ВИЧ-инфекции на превентивное обучение, т. е. подключение образовательной модели профилактики.

Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфицирования в идеале должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа. [18; с 35]

В современной науке профилактика рассматривается в широком и узком значении.

В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.

Социальная профилактика (превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Галагузова М.А. дает следующее определение профилактики.

Профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

По ее мнению, социально-педагогическая профилактика – это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • – предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
  • – сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
  • – содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

  • – направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
  • – обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
  • – решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Поэтому, в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. [23; с 294] Он основывается на том, что распространенный страх пред ВИЧ-инфицированными и самой проблемой ВИЧ/СПИД стабильно держится в обществе вследствие отсутствия знаний. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о природе ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, а также, куда может обратиться подросток в случае подозрения заражения ВИЧ. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования знаньевой базы подростка, повышения его образованности в данной сфере.

Сущностью социально-профилактического подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин заражения ВИЧ-инфекцией среди подростков и молодежи. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, ведения рискованного образа жизни, приводит несовершеннолетних к заражению ВИЧ-инфекцией.

Приступа Е.Н. рассматривает профилактику как «целенаправленный, длительный, специально организованный процесс профессионально-педагогического взаимодействия специалистов со школьниками, ориентированный на превенцию социальных девиаций и обеспечивающий позитивную динамику перехода на социально-приемлемый уровень социального здоровья школьника».

Образование и просвещение — наиболее эффективный метод профилактики ВИЧ/СПИД в подростковой и молодежной среде. Обладая значительным интеллектуальным, организационно-методическим, информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД средствами образования и просвещения способна не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности [2; с 6].

В современной науке и социальной практике выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная.

Важно отметить, что в отношении профилактики заражения ВИЧ-инфекцией актуальной является именно первичная профилактика, что обусловлено спецификой заболевания как инфекционного и неизлечимого.

Самым доступным и эффективным методом первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание населения, особенно молодежи, с целью формирования социально безопасной модели поведения [2; с 8].

Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.

Общесоциальный уровень предусматривает организацию профилактической деятельности в соответствии с общемировой практикой и принятой в России в 2005 году «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».

Специальный уровень предполагает использование комплекса мер, в том числе педагогических, направленных на формирование у подростков знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к здоровому образу жизни, а также ответственного поведения.

Индивидуальный уровень – профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.

Нас в большей степени интересует именно специальный уровень первичной профилактики. В основном все профилактические мероприятия ориентированы на подростков в целом, как большую, единую, неделимую группу. Наше мнение по этому вопросу основывается на позиции Министерства образования и науки РФ, которое состоит в том, что «организация профилактической работы, ориентированной на здоровый образ жизни, предполагает комплексный подход к решению воспитательно-нравственных и психолого-медико-педагогических задач во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. В целом представляется удачным для использования применительно к этой позиции понятие «позитивная профилактика», предложенное в одной из работ кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Согласно этому понятию, целью работ по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИД является «воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения» [2; с 9].

Поэтому:

  • – распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени;
  • – одним из ресурсов, способным изменить ситуацию, связанную с проблемой роста ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи является социально-педагогическая профилактика, направленная на предупреждение или устранение возможных социально-негативных причин заражения ВИЧ;
  • – профилактические мероприятия по предупреждению инфицирования ВИЧ должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени их вовлеченности в проблему ВИЧ/СПИДа;
  • – социально-педагогическая профилактика предполагает владение специалистами специальной технологией, направленной на повышение уровня знаний подростков о ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни и обучение ответственному поведению.



Source: studwood.ru


Мы в соц.сетях:


Читайте также

Добавить комментарий