Консультирование больных спидом

Консультирование больных спидом

Эпидемия заболевания, вызываемого ВИЧ, привела к необходимости активного поиска эффективных способов оказания помощи инфицированным. Значимость психосоциального стресса на ранних стадиях болезни, когда соматическое состояние пациентов относительно удовлетворительное и еще нет клинических и лабораторных признаков иммунодефицита, требует использования психотерапевтической стратегии с целью сохранения трудоспособности инфицированного и его включенности в значимую деятельность.

В зарубежной литературе употребляется термин «coping» (копинг) для обозначения «постоянно изменяющихся когнитивных (когнитивный — включающий понимание, память, умозаключения, суждения. Противоположный эмоциональным и волевым процессам) и поведенческих усилий по обеспечению специфических внешних и/или внутренних потребностей, чрезвычайных для ресурсов и возможностей личности». По оценке А.Е. Личко и Н.Я.Ивановой, копинг представляет собой механизм совладания, сознательные действия при психологической угрозе, направленные на адаптацию путем активного изменения ситуации и поведения.

Были также определены задачи копинга, включающие 3 основные составляющие: поиск смысла в событии, попытки овладеть ситуацией, усилия по повышению самооценки.

L. Pearlin и С. Schoder считают перечисленные выше положения тремя самостоятельными видами копинга. S. Kobasa и соавт. определили основную концепцию копинга как выносливость, которая служит буфером для стрессогенных жизненных ситуаций, способных создать почву для возникновения заболевания. Эту концепцию поддерживают и J. Zich и L. Temoshok.

S. Namir и соавт. изучали способы копинга пациентов с диагнозом «СПИД»: активно-когнитивный копинг, активный поведенческий копинг и копинг избегания (по A. Billings и R. Moos). Исследована взаимосвязь между указанными методами копинга и психосоматическим состоянием больных СПИДом. Показано, что обследуемые больные наиболее охотно использовали активно-когнитивную стратегию, с помощью которой формировались доверие к окружающим, активный поиск информации о заболевании, включение в окружающую жизнь. 85% обследованных старались узнать как можно больше о своем заболевании, 80,5% стремились употреблять здоровую пищу и витамины, 92,5% никогда (или крайне редко) не вовлекались в политическую активность, 92,3% отказались от курения. S. Namir и соавт. также приводят данные о том, что 32,5% больных СПИДом заявили, что они часто готовятся к самому худшему и столько же больных сделали противоположное заявление. Мужчины, больные СПИДом, которые выбирают избегание обдумывания проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, обнаруживают больший уровень дистресса по сравнению с теми, кто использовал тактику доверия к окружающим и получения эмоциональной поддержки. Те больные, которые были вовлечены в активные действия по решению их проблем (от приема витаминов до проявления политической активности по вопросам СПИДа), обнаруживали большую устойчивость к многочисленным стрессорным факторам. Тактика избегания коррелировала с нарастанием удельного веса депрессий, тревоги и низкой самооценки. Она оказалась неэффективной для противостояния психосоциальному стрессу.

Не вызывает сомнения, что лица, инфицированные ВИЧ, нуждаются в обучении методам борьбы с психосоциальным стрессом, в помощи по овладению навыками достижения психологической устойчивости. В этой связи представляют интерес данные J. Donlou и соавт., которые обнаружили, что при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, что может помочь Вам и другим больным в борьбе с заболеванием?» — пациенты с диагнозом «СПИД» отдали предпочтение психотерапии и группам поддержки. J. Donlou и соавт. подтвердили наличие заинтересованности больных с диагнозом «СПИД» в получении эмоциональной поддержки. Желание получать индивидуальные консультации выразили 85% опрошенных, 75% хотели бы принять участие в деятельности групп поддержки.

Лечение больных ВИЧ-инфекцией

F. Fawzy и соавт. отмечают многообразие психотерапевтических приемов (индивидуальная и групповая психотерапия, психоанализ, гипноз, обучение релаксации), связанных с коррекцией многообразных негативных психологических реакций у онкологических больных. Проведенное этими авторами исследование показало большую эффективность работы психотерапевтической группы активирующей направленности в сравнении с группой, использующей стратегию избегания. Авторы подчеркивают наличие взаимосвязей между копингом, социальной поддержкой и психосоматическим благополучием, а также недостаточность получения только эмоциональной поддержки вне активного стимулирования возможностей самого пациента в борьбе с ВИЧ-инфекцией.

В странах, которые столкнулись с проблемой эпидемии ВИЧ-инфекции, в течение последнего десятилетия постепенно сложилась система так называемого консультирования (counselling), выполняющая ряд функций (от профилактической до просветительной). Издаются руководства по консультированию, регулярно проводятся обучающие семинары, существует программа по консультированию в ВОЗ, выходят периодические издания, посвященные данной тематике (AIDS CARE в Великобритании, AIDS Patient Care в США).

Консультирование является ближайшим «родственником» психотерапии. Консультирование способствует изменению поведения людей, чтобы они могли жить продуктивнее, испытывать удовольствие от жизни, которая иногда предъявляет неизбежные социальные ограничения. Консультирование помогает выработать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами, обеспечивает принятие важных решений, развивает и поддерживает умение устанавливать межличностные отношения. Часть зарубежных специалистов не разделяют психологическое консультирование и психотерапию, и в этом их поддерживают и авторитетные отечественные исследователи.

Психологическое консультирование по проблемам ВИЧ/СПИД представляет собой процесс, целью которого является обеспечение профилактики ВИЧ-инфекции и ее передачи, а также оказание психосоциальной поддержки тем, кто уже заражен. При этом профилактика и поддержка рассматриваются как взаимодополняющие процессы.

О возрастающей роли консультирования в нашей стране свидетельствует принятие Государственной Думой Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 24.02.95. В нем было законодательно закреплено реально существующее положение, когда осознание угрозы, исходящей от ВИЧ-инфекции, для каждого члена общества, а также принятие решения об изменении рискованного поведения могут осуществиться в процессе последовательных и продуманных действий в рамках консультирования.

Консультирование при ВИЧ-инфекции проводится в форме собеседования. Глобальная программа ВОЗ по борьбе со СПИДом определяет понятие консультирования как конфиденциальный диалог между обратившимся лицом и консультантом, дающий возможность преодолеть психоэмоциональный стресс и принять решение относительно ВИЧ-инфекции.

Цель консультирования при ВИЧ-инфекции состоит в том, чтобы обеспечить такой тип психологической поддержки и ощущение личной ответственности, какие требуются для изменения образа жизни в отношении ВИЧ-инфекции.

Основными задачами консультирования являются профилактика распространения ВИЧ-инфекции, обучение населения безопасному половому поведению, оказание психологической поддержки обратившимся. Консультирование предусматривает оказание помощи людям в определении характера проблем, с которыми они сталкиваются, а затем в принятии решения о том, что они способны реально сделать, чтобы ослабить воздействие этих проблем на себя и своих близких.

Консультирование, ориентированное на учет индивидуальных особенностей обратившихся, является эффективным средством профилактики ВИЧ-инфекции еще до начала тестирования на наличие антител к ВИЧ. Помимо эмоциональной поддержки, в процессе консультирования оценивается индивидуальный риск заражения, а также стимулируется принятие решения о выборе способа профилактики заболевания.

Предпосылкой успешной консультативной работы является достаточное время для установления контакта, взаимопонимания, собственно консультирования, а также для осознания необходимости в изменении поведения и принятия решения относительно образа жизни. Консультант должен проявлять полную доброжелательность и благосклонность к обратившимся независимо от их образа жизни, выбора половых партнеров, а также социально-экономических, этнических или религиозных особенностей. Недопустимо проявлять какие-либо субъективные эмоции по поводу индивидуальных особенностей обратившихся. При первом контакте с консультантом у пациента должно создаться впечатление, что консультант хочет ему помочь. Консультант должен представиться, соблюсти все нормы общественного контакта. Такое поведение дает консультируемому ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства. При этом важен подход, который выделяет и подчеркивает все положительное, акцентирует сильные стороны личности обратившихся. Именно выявление положительных моментов приводит к активности и достижению результата. Консультации должны быть легкодоступными. Люди, нуждающиеся в консультации, должны чувствовать, что могут попросить о встрече или связаться с консультантом в любое время. Важным условием успешной консультативной деятельности является последовательность любой информации, предоставляемой при консультировании. Все сведения, полученные в процессе консультирования, являются конфиденциальными. Взаимоотношения участвующих в консультировании должны основываться на том принципе, что все обсуждаемые вопросы носят частный характер, если сам обратившийся не решит поделиться этой информацией еще с кем-либо.

Во время консультирования пациент с меньшей настороженностью раскрывает свои проблемы и излагает анамнез, если беседа происходит в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Пациент должен быть уверен в том, что его не услышат посторонние. Если же он слышит, что происходит в соседней комнате, то может усомниться в конфиденциальности общения с консультантом. Каждый раз консультирование следует проводить в одном и том же кабинете. Это меньше отвлекает пациента и позволяет ему чувствовать себя более уверенно.

Следует ясно представлять себе место консультанта в процессе консультирования. Когда такой ясности нет, консультант будет руководствоваться в своей работе не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями пациентов. Пациенты часто ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит все к насущные проблемы. Основная же задача консультанта состоит в том, чтобы помочь пациенту в выявлении его внутренних ресурсов и устранении факторов, мешающих их использованию.



Source: spravr.ru


Мы в соц.сетях:


Читайте также

Добавить комментарий